DEUTSCH-RUSSISCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (FIL)

Технология и методика обучения

Почему важно изучать Логотерапию именно с применением дистанционной (бленд) технологии обучения?

Новые технологии избавили нас от необходимости запысывать лекции от руки. Но и в современном мире, лекции в виде текстового контента, очные, аудио или видеолекции, вебинары - это всего лишь форма подачи учебного материла. Этого недостаточно для изучения Логотерапии. В чем же загадка? На мой взгляд, только в личном "ведении" трактории обучения каждого студента на протяжении всего курса обучения профессиональным русскоязычным преподавателем-логотерапевтом. Нельзя быть логотерапевтом в рабочие часы, а после, как по щелчку, переключиться, и стать обычным человеком. При изучении, к примеру, первого семестра, студент изменяет старую и формирует, по собственному выбору, новую картину личного мира, согласно философии логотерапии и находясь в поле антропологии Виктора Франкля. И только "правильно" пройдя этот путь, будущий логотерапевт сможет помогать своим клиентам.

Совместные супервизии студентов подразумевают групповую терапию. Но осознание собственных ценностей, формирование нового мировоззрения, возможно только лично студентом, путь к себе не может лежать вне себя (практика показывает, что затрагиваются слишком глубокие пласты психики, что не совсем "безопасно выносить на публику"). У каждого студента этот процесс происходит индивидуально. Здесь помогает библиографическая работа с первого дня обучения и отчеты-саморефлексии, методика Логотерапевтического письма, а также написания небольших эссе на специальные темы каждым студентом с первого дня обучения - проект DiaLogos. На каждое задание студент получает индивидуальный письменный ответ преподавателя. Почему письменный? Чтобы можно было к нему, как и ЛогоПисьму вернуться в удобное время, перечитать, найти что-то новое спустя даже годы после окончания обучения. 

Семинары, а со второго года обучения Супервизии, ведутся в форме Живого диалога, при необходимости используя личные встречи в LogoClass или в группах в мессенджерах - Скайп, Viber, WhatsApp. Интерактивность обучения поддерживает сертифицированный русифицированный учебный Server 4G. В небольших группах постоянно идут обсуждения общих вопросов, также под "присмотром" профессионального логотерапевта. При необходимости, КАЖДЫЙ студент отдельно "корректируется". В нашем институте к этому процессу относятся очень серьезно, поддерживая, тем самым, классическое немецкое качество образования, не подлежащее сомнению.

© Prof.Dr. Ekaterina Resch, 2012


Я до сих пор убеждена, что формат дистанционно-интерактивного обучения логотерапии - самое правильное решение. Очные семинары - прекрасно, нужно и важно, но полностью очное обучение обеспечивает передачу знаний и затрудняет самопонимание и самостановление. Безусловно, знания и понимание неразрывно связаны, однако частное знание не заменит понимание феномена.

Именно личность терапевта/психолога, а не метод, имеет решающее значение при выборе оного. Да, конкретный метод может вам не подойти, но если был найден т.н. терапевтический альянс, то терапия может случиться. Обратная ситуация, когда метод прям ваш, а с терапевтом понимание не достигнуто, будет похожа на вольную борьбу, но никак не на терапию. Остаётся открытым вопрос, где границы открытости, эмоциональности и сущностного личности терапевта? Работа с психическим, а тем более духовным (что подразумевает экзисттерапия) оставляет крохотный задел для чего-то личного, глубоко интимного. Во время обучения мы часто отыгрывали кейсы, примеряя на себя роль терапевта и пациента/клиента. До определённого уровня театр более чем возможен, но существуют “точки соприкосновения двух Духовных личностей”, когда ты не можешь играть и становишься тем, кто ты есть - самим собой. Когда говорят Духовные личности, замолкают все маски и роли.

Это фантастический, пронзительный опыт для обеих сторон, слишком откровенный для любой другой терапии, но несущий в себе глубинную трансформацию обоих. Ключевой момент - терапевт тоже претерпевает изменения во время сессии, но это уже другая история.

© Анастасия Проскурякова, логотерапевт РАЛЭ, выпускница Полного курса «Логотерапия и экзистенциальный анализ» Виктора Франкла

Задача и цели отдела дистанционного обучения eCDO

Создание максимального удобство виртуальной среды для обучения, не внедряясь во внутреннее личное пространство студента (следуя Этическому кодексу психотерапевтов в России и EU), так как в процессе обучения, как показывает накопившийся опыт, мы имеем дело с глубоко-личностными переживаниями людей, особенно в первом семестре обучения.

Что важно в технологии дистанционного (бленд) обучения применительно к Логотерапии?

•  Постоянная доступность Учебного контента во всех видах, учитывая теорию поколений. Днем и ночью, вне зависимости от часового пояса.

• Разнообразие видов предоставляемого контента в сертифицированной виртуальной среде, позволяющая легко реализоваться постоянно развивающимися интернет-технологиями.  

• Ощущение того, что преподаватель всегда рядом, беспокоятся о вас, готов помочь разобраться с непонятными терминами или философской проблемой. Наши студенты знают, что преподаватели, кураторы и техническая поддержка постоянно на связи и готовы помочь, поддержать лично каждого.

• Индивидуализация в общении и обучении. Работая с каждый студентов отдельно, преподаватель учитывает возраст, образование, уже имеющиеся профессиональные навыки и умения студента. Каждый студент работает по учебному плану в своем индивидуальном ритме. Обязательно учитывается эмоциональная восприимчивость каждого студента из принципов психологии межличностных отношений и возрастной психологии.

• Возможность общения в различных форматах, от LogoChat до закрытых групп в социальных сетях и любых мессенджерах, с другими обучающимися. В группе не более 12 человек, что создает комфортное и гибкое обсуждение учебного материала. Группы подбираются  согласно теории групповой динамики.

Практика процесса обучения

• Семестр состоит из шести месяцев обучения. Каникул не предусмотрено. Первые пять тем (месяцев) состоят из текстового, аудио и аудио контента. Есть возможность распечатать или скачать контент на любой электронный носитель, и тем самым проходить обучение вне зоны доступа WIFI. Каждая тема содержит от 100 до 200 страниц печатного материала на русском языке. Доступ в личном кабинете ко всем материалам на Server 4G - 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / из любой точки мира.

Также дополнительно дается курс Тайм-менеджмента для дистанционного обучения, для того, чтобы Вы имели подсказку, как организовать личный обучающий процесс наиболее оптимально именно для Вас.

Отдельно работает служба технической поддержки.

В семестр нужно решить 5 кейсовых заданий или написать эссе на заданную тему. Также в конце семестра обязательно тестирование и написание реферата по пройденному материалу. И обязательно в рамках биографической работы написания отчета-саморефлексии каждый месяц по заданному стандарту. Все задания даются в начале семестра и содержат несколько вариантов на выбор, чтобы вы могли распределить свои силы, ресурсы и время.

У нас применяется бально-рейтинговая система. Дополнительные баллы можно получить за написания эссе для проекта DiaLogos в социальных сетях Ассоциации.

• Минимум один раз в месяц в первый год обучения проходит Hybrid-Seminare vor Ort или on-line. При возможности проводятся очные семинары в Москве или Санкт-Петербурге. Форма, место и время проведения семинара определяет преподаватель-куратор исходя из пожелания группы, заранее списываясь с каждым студентом.

• Начиная с третьего семестра обучения Семинар-обсуждение заменяется на Супервизию в небольших группах по практическим случаям, взятыми как из немецкого курса, так из русскоязычной среды с учетом менталитета. Для того, чтобы в дальшейшем, каждый Логотерапевта-R приобрел имел опыт работы с пациентами различных возрастных и социальных групп. Учитывая то, что география будущих клиентов не ограничивается теперь рамками места проживания. 

• Созданное eCDO Виртуальное пространство позволяет подбирать куратарам и преподавателям курса наиболее оптимальную среду обучения, адаптированную под нужды и возможности каждого обучающегося.

Формы контроля

Что значит обучаться? В классическом понимании – это освоение новых или  совершенствование имеющихся компетенций, а именно: знаний, умений и владений в новом виде деятельности. Контрольные материалы в виде тестов, рефератов, эссе и решения практических задач должны обеспечить высокий уровень понимания и владения этой деятельностью.

Целью специализированной тестовой формы контроля - обеспечивает контроль умений, а не знаний, как принято в классической высшей школе. Мы ориентируемся на то, что если студент студент умеет что-то делать, то он и знает, как это надо делать. Положительная оценка показывает, что студент владеет знаниями, обеспечивающими исполнительную, контрольно-корректировочную и ориентировочную части его будущей деятельности (способа действий или самого действия). Тем самым обеспечивая контроль и качество обучения.

Написании Эссе (DiaLogos) на заданную тему, обеспечивает мотивационную и ценностную составляющую новой деятельности, а также умение и навык высказывать и аргументировать свое мнение по тому или иному вопросу Антропологии.

Но как будущие в недалеком времени Логотерапевты-R, студенты будут проводить профессиональные консультации, работать с конкретными людьми и ситуациями, приведшими клиентов к специалисту. В ходе обучения, чтобы реализовать изучение компетенции Умение и Владение, предлагаются решения кейсов и прохождение супервизии по реально произошедшим ситуациям. Работа над кейсом позволяет моделировать ситуацию, оценивать действия других и своей собственной работы, погружаясь при этом в реальную атмосферу делового творческого сотрудничества по разрешению проблемы. Результаты решения кейса обсуждаются как с преподавателем, так и с сокурсниками внутри группы как дистанционно, так и во время очных семинаров-супервизий.

За каждую из форм контроля студент получает определенное количество баллов, расписанных по компетенциям. Баллы заносятся техническим куратором в специальную внутреннюю ведомость результатов, ориентируясь на которую студент не только сам понимает в какой области ему не хватает знаний или умений. Но и преподаватель, в свою очередь, имеет возможность, опираясь на результаты в ведомостях, подбирать индивидуальный учебный материал, корректировать траекторию обучения студентов.

Тем самым институт постоянно контролирует высокий уровень обучения студентов, гарантируя качество навыков и умений выпускников с классической “немецкой точностью”.

Открытие перспектив лично для каждого студента

Заканчивая программу обучения, мы ни прощаемся с вами, ни в коем случае. Каждый выпускник становится пожизненным членом РАЛЭ. Мы постоянно развиваем курс, дополняем новыми переводами, технологии совершенствуются. Обновления учебного контента доступны каждому выпускнику до конца жизни, Интернет-технологии легко позволяют это сделать. Мы всегда рады каждому вопросу или или сообщению по тематике нашей программы.

В институте, при содействии Русской Ассоциации Логотерапии и ЭкзАнализа, проводится ежегодный международный on-line конгресс. Всегда есть возможность выразить себя, рассказать о своем опыте. И учиться, конечно, напрямую от грандов Логотерапии.

А получение одновременно двух дипломов по окончанию обучения (российского и немецкого), открывают границы карьерного роста и развития личной консультационной деятельности, не только в пределах России и стран СНГ, но и на Европейской часть континента.

Достаточно владеть тем языком, на котором будет идти работа с клиентами в любой стране (английский, французский, итальянский, русский).