Приводимые ниже постулаты чрезвычайно важны в подготовке логотерапевта, поскольку являются основными ориентирами его профессиональной деятельности. Осознание же себя духовной личностью дает специалисту возможность понимания того, насколько обусловлено происходящее с ним в данный момент времени сигналами со стороны его тела, к чему отнесены его эмоции, каковы его мысли и т.п.
Виктор Франкль предлагает рассматривать духовность человека не просто в качестве его характеристики, а в качестве конституирующей особенности. Духовное, по его мнению, является сущностью человека. Исходя из этого, центральным в логотерапии В. Франкля становится понятие духовной личности, осознание себя которой имеет конкретное практическое значение для полноценного ощущения себя человеком. В нашем
Компакт (кратком) курсе приводится подробное обсуждение каждого из десяти тезисов о ней. Здесь же мы хотим лишь кратко обозначить их основную суть.
ПЕРВЫЙ ТЕЗИС
Die Person ist ein Individuum
Духовная личность есть ин–дивидуум
Индивидуум – происходит от лат. individuum («атом»), individuus («неразделённый, неделимый»), где in- («не-, без-») + dividuus («делимый»), dīvidere («разделять, делить») или dis- (приставка, означающая разделение, разъединение) + viduare («лишать»).
«Как только речь заходит о духовной личности, в нашем сознании невольно всплывает другое понятие, с которым оно пересекается – это понятие индивидуума» Виктор Франкль «Основные понятия логотерапии».
ВТОРОЙ ТЕЗИС
Die Person ist nicht nur in-dividuum, sondern auch in-summabile
Духовная личность не только не–делима, но и не–слагаема
Духовная личность есть нечто не–делимое – ее нельзя разделить или расщепить. В отличие от социально обусловленного конструкта, именуемого в классической психологии личностью, ее не только нельзя разложить на части, но и синтезировать из отдельных частей, поскольку она представляет собой единство и целостность.
ТРЕТИЙ ТЕЗИС
Jede einzelne Person ist ein absolutes Novum
Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое
Здесь речь идет о признании принципиальной уникальности и неповторимости каждого Человека, его жизненного пути, направленного к своему собственному, лишь ему доступному смыслу.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕЗИС
Die Person ist geistig
Духовная личность духовна
Это значит, что духовную личность эвристично противопоставить психофизическому организму, поскольку она принадлежит ноэтической размерности.
Ноэтическое – прил. от «ноэзис» (ноэсис) (греч. νόησις — «осознанное мышление») — в феноменологии Э. Гуссерля понятие, означающее реальное содержание переживания сознания, то есть, само переживание, взятое как таковое — вне сопряженности с трансцендентной ему реальностью.
ПЯТЫЙ ТЕЗИС
Die Person ist existentiell und nicht faktisch
Духовная личность экзистенциальна
Означает, что человек, как духовная личность существует, как своя собственная возможность, в пользу или против которой он может принимать решение.
ШЕСТОЙ ТЕЗИС
Die Person ist ichhaft, also nicht eshaft (im Sinne triebhaft): sie steht nicht unter dem Diktat des Es
Духовная личность соотносится с «Я», а не с «ОНО»
Духовная личность не находится под диктатом «ОНО», поскольку не исходит из сферы влечений. Тем не менее, она также как ДУХ не поддается рефлексии, являясь чисто бессознательной инстанцией.
ДУХ (греч. νοῦς, πνεῦμα; лат. spiritus, mens; нем. Geist; франц. esprit; англ. mind, spirit) – высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности.
СЕДЬМОЙ ТЕЗИС
Die Person ist nicht nur Einheit und Ganzheit, sondern die Person stiftet auch Einheit und Ganzheit
Духовная личность не только сама есть единство и целостность, она еще и создает единство и целостность
Духовная личность создает телесно-душевно-духовное единство и целостность, которой и является человек, представляющий собой точку пересечения, перекресток этих трех уровней бытия. Поэтому было бы неверно говорить о том, что человек «состоит из» телесного, душевного и духовного начал. Человек сам есть единство и целостность, но внутри которого духовное «противостоит» телесному и душевному.
ВОСЬМОЙ ТЕЗИС
Die Person ist dynamisch
Духовная личность динамична
Динамичность духовной личности характеризует ее способность дистанцироваться от психофизического начала, давая возможность проявиться Духовному.
ДЕВЯТЫЙ ТЕЗИС
Das Tier ist schon deshalb keine Person
Животное не является духовной личностью
Поскольку у животного в отличие от человека нет мира как коррелята личности, а есть лишь среда, оно не в состоянии подняться над самим собой и отнестись к себе самому.
ДЕСЯТЫЙ ТЕЗИС
Die Person begreift sich selbst nicht anders denn von der Transzendenz her
Духовная личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное
Человек является духовной личностью, лишь отзываясь на зов трансцендентного (Логоса) и наполняется им, прислушиваясь к голосу совести.
© Prof. Dr. Ekaterina Resch
Список использованной литературы:[1] Логотерапия для людей среднего и пожилого возраста. Душевное попечительство. Немедицинское сопровождение: учебное пособие, 01.2020. ISBN 978-5-6044623-1-7[2]. Pater Christoph Kreitmeir. Prof. Dr. Ekaterina Resch. Полная онтология Логотерапии Виктора Франкля: учебное пособие, 2021. Отзыв на книгу на немецком языке дал сам Виктор Франкл в 1995 году.[3]. "Логотерапия и экзистенциальный Анализ". Компакт (краткий) курс, 2016