Имя одного из четырех учеников Виктора Франкля и
ключевого основателя Немецкой ассоциации логотерапии и ЭкзАнализа (DGLE) мало известно в русскоязычном пространстве. Но его научный труд чрезвычайно ценен и несомненно заслуживает признания со стороны следующего поколения логотерапевтов далеко за пределами Германии.
Вальтер Бёкманн (Dr. Walter Böckmann) всегда был разносторонним человеком. После окончания войны он начал изучать психологию, журналистику и социологию в Мюнхене, Мюнстере и Биллефельде, где впоследствии получил ученую степень по психологии в области образования. Параллельно работал менеджером по продажам и рекламе издательского дела. При его участии был снят ряд документальных и короткометражных фильмов по теме открытия предпринимательских возможностей и проблемам демократизации на крупных немецких производствах. В течение жизни Бёкманн опубликовал более 20 книг и множество статей.
Как прямой ученик Виктора Франкля, Вальтер Бёкманн получил сертификат логотерапевта в 1976 году в Вене (Австрия). И годом позже на организованной им вместе с Виктором Франклем конференции на базе австрийской нефтегазовой компании (OMB) впервые представил уже собственное научное направление "Логотерапия в профессиональной сфере" и свой революционный на тот момент тезис:
Wer Leistung fordert, muss Sinn bieten.
Тот, кто требует достижений, должен, прежде всего,
ориентироваться на наличие смысла в выполняемой им работе.
В 1970-х и 1980-х годах последовали и совместные семинары, например, в Австрийской экономической ассоциации, Академии Райффайзена, Австрийской промышленной ассоциации и Австрийской конфедерации профсоюзов. Основное внимание уделялось возможному применению результатов логотерапии в бизнес-практике. Семинары проходили всегда по одной и той же схеме:
Франкль произносил вдохновляющую вступительную речь, а Бёкманн подробно останавливался на экономической теме. Вместе они провели около дюжины семинаров в Австрии, Германии и Швейцарии.
Бёкманн основал Westdeutsches Institut für Logotherapie und Psychologie der Arbeitswelt (Западнонемецкий институт логотерапии и психологии рабочего мира) в Билефельде (Bielefeld) в июне 1983 года. И до 1991 года более 150 его выпускников вступили на профессиональный путь.
Сам Вальтер Бёкманн в 1986 году так охарактеризовал профиль своего института:
«Институт был создан на базе специализированной консалтинговой компании по психологическому менеджменту, существовавшей с 1960 года. В фокусе управленческого консультирования находится «смыслово-ориентированная мотивация сотрудников и корпоративное управление». В то время как основное внимание уделялось индивидуальным консультациям по вопросам партнерства, карьеры и преодоления неврозов.Институт предлагает серию семинаров: закрытые мероприятия для бизнес-клиентов и открытые семинары с общим «введением в логотерапию» вплоть до применения логотерапии в конкретных профессиональных областях (работа с кадрами на производстве, в школах, организация социальной работы и т.д.). На постоянной основе проводится учебный курс «Логотерапевт в мире труда». В зону ответственности института также входит балинтовская группа, состоящая из врачей и психологов компании и менеджеров по персоналу, а также «рабочая группа по логотерапии», в которую объединились врачи, пасторы и представители различных консультативных направлений. Основное внимание уделяется не клинической области, а ноогенным неврозам и общему содержанию психологического консультирования (брак, отношения, жизненные кризисы, социальная интеграция, профессиональные и рабочие проблемы) с многочисленными ссылками на школьную и социальную педагогику, психологию труда и производственную психологию.Научная и журналистская работа в рамках «Междисциплинарного исследовательского сообщества по логотерапии и прикладным гуманитарным наукам» направлена на применение идей логотерапии, на развитие более всеобъемлющей концепции осмысленности и, следовательно, на исследование и реализацию аспектов концепции осмысленности в социологии, теориия систем, педагогике, психологии развития, социальной работе и т. д. Публикации выходят в серии «Work Reports Logotherapy» (издатель: Littera Publications Bielefeld). В настоящее время проводятся эмпирические научные исследования на тему «Смыслоориентированная мотивация студентов».Будут любопытными и полезными для наших читателей некоторые отрывки из терапевтически ориентированной книги В. Бёкманна «Psychologie des Heilens. Психология исцеления» (Freiburg: Herder Verlag), написанной к открытию института в 1982 году. Уже на первых страницах вы можете прочитать бросающие вызов идеи, позволяющие почувствовать индивидуальность Вальтера Бёкманна:
«Можно различать два типа «целителей», и не имеет значения, «занимаются ли они медициной, пастырским попечением, психотерапией или социальной заботой, и тем самым лечат личность в обществе – а может быть, и само это общество. Но в каждом отдельном случае важно, чувствует ли себя конкретный «Dr.Med.» скорее врачом или чем-то большим, чем медицинским работником».Другими словами Бёкманн проводит резкое различение между «только врачом», который борется с вражеской «болезнью» всем своим научным опытом и техническим совершенством, и врачом, который, будучи художником с научной подготовкой, в первую очередь посвящает себя работе и с людьми и признает, что нарушенный контекст жизни человека должен снова стать целостным. Вальтер Бекманн пишет на тему «болезни как конфликта»:
«Каждая ситуация заставляет людей принять очень конкретный образ действий, соответствующий этой ситуации. В крайнем случае: атаковать, бежать, или вообще действовать или отдыхать. Организму нужна энергия для любой деятельности. Она производится посредством гормональных «инъекций», как в двигателе, который при ускорении выделяет дополнительные количества бензино-воздушной смеси.Однако если мощность двигателя не используется, а топливо подается, то двигатель заглохнет. То же самое происходит и в человеческом организме: если энергия, поступающая в кровоток в виде сахара и жира, не расходуется в результате физической активности, то эти вещества остаются в кровообращении и со временем могут привести к серьезным, а зачастую и смертельными повреждениеям, например, к атеросклерозу или инфаркту.По терапевтическим причинам важно и необходимо признать различные измерения человеческого бытия: психофизическое, которым являются тело и его управляющий элемент, а именно центральная нервная система. Затем психика, то есть «субъективный опыт», который по своей материальной основе все еще является чем-то физическим, но все же имеет свое собственное измерение. Дальнейшее измерение – и, следовательно, не просто другое, но и расширенное, иное измерение – это то, что, по Франклю, мы называем духовной личностью, примером ответственности. (...) Сознание, уверенность в себе и личная ответственность представляют собой новое, отдельное измерение».И не менее важное о работе логотерапевта:
«…психотерапия меняется не словами. Меняется не слово, а значение вполне конкретного слова во
вполне конкретном контексте. В тот момент, когда только очень специфическое содержание вызывает изменение в конкретном терапевтическом контексте, именно специфичность этого содержания имеет эффект. Итак, если это определенный смысл слова, значение слова, то это значение меняется независимо от того, произношу ли я его как слово, записываю, перевожу на язык глухонемых или помещаю невербально в сценическом контексте, в картине или опыте. Но как только мне приходится иметь дело со связью со смыслом – как бы он ни выражался, - тогда конструкция «механизм стимул-реакция» устаревает: потому что смысл - это первичная вещь, а не симптом.Человека, ищущего исцеления, заставляют проходить целительное лечение до тех пор, пока он не разделит интерпретационное понимание своего целителя, основанное на заранее сфабрикованных шаблонах мышления. И не примет его стереотипы.Но такой опыт нельзя уменьшить. Серьезные вмешательства в структуру личности происходят не только в течение нескольких ранних лет развития, и их нельзя связать всего с несколькими «комплексами», не говоря уже об одном комплексе, и за ними не стоит только одна-единственная форма «энергии». Только последовательное применение субъективности опыта, при котором всё и вся относится к самому себе (самотрансцендентность), к объектной ориентации, при которой субъект является соигроком и сопереживателем – но не сценаристом, актером и режиссером одновременно – указывает путь к реорганизации запутанной жизненной ситуации.Эффективно
не признание связи, простое осознание, например, травмы раннего детства, а только новое, осмысленное действие, активное достижение нового берега, а не оглядывание на старый. Понимание - это первый шаг к улучшению, не более того. Само «улучшение» тогда состоит из многих шагов и часто представляет собой очень длинный путь, включающий только новую цель (Adler), вновь обретенный смысл (Frankl), преодоление эгоцентризма (Perls) и любую перспективу успеха. Не регистрация вчерашней травмы.В какой-то момент каждая терапия должна привести к Ага-
переживанию (Aha-Erlebnis), которое “вдруг” поймает
исцеляемый человек. (...) Потому что главное
, что имеет значение: увидеть текущую проблему другими глазами, удалить себя из центра; понять ситуацию, в которой вы оказались на поле со многими игроками, и увидеть ее глазами других, переоценить себя, свои желания и идеи. Это называется МЫ-принятием».И Бёкманн продолжает:
«Лидеры, учителя, целители - их способность порождать и
давать импульс исходит из подлинности их личности. Возобновление внутреннего волнения и побуждение снова взять на себя личную ответственность - глубоко личностно-зависимые процессы, требующие открытости и спонтанного доверия».Führungs-Kraft ist eben nur Kraft, aber wir brauchen Menschen,
die stark genug sind, Führer zu sein.
Руководители - это простая рабочая сила. На самом деле
мир нуждается в сильных духом людях, которые и есть лидеры.
И возвращаясь к определению индивидуального лидерства, у Бёкманна находим самое важное:
«Искусство лидерства – и мотивации – основано не в последнюю очередь на знании (и признании!) ожиданий, которые имеют решающее значение для сотрудника, и наилучшем сочетании их с соответствующей рабочей задачей. При действии в условиях производительности - добровольности, добровольных нормах в пределах собственных возможностей - достигается высшая степень самомотивации. По этой причине ориентированное на смысл лидерство может быть нацелено только на отдельного человека – как индивидуальная работа. С другой стороны, свобода действий, предоставление творческой свободы, самоконтроль и все другие проверенные методы мотивации могут стать для некоторых сотрудников настоящим кошмаром. Не все хотят и не все могут нести ответственность. Некоторые люди хотят, чтобы их оставили в покое на работе и чтобы их как можно меньше беспокоили какими-либо требованиями, поскольку они не видят в работе смысла своей жизни. На заработанные деньги – цель его работы – он покупает то, что ему нужно, в другом месте, чтобы достичь смысла в своей жизни. Для другого человека все остальное ничего не значит, если он не может так же – или даже в первую очередь – осмысленно реализовать себя в своей работе. Поэтому альтернативы индивидуальному лидерству и, следовательно, индивидуальной мотивации нет – каждый, кто требует результатов, должен сначала обнаружить смысл!».В Германии также широко известны ставшие крылатыми выражения:
Nicht unsere Arbeit macht uns zu dem, was wir sind, sondern das,
was wir aus unserer Arbeit machen.
Не наша работа делает нас такими, какие мы есть,
но мы сами делаем себя из нашей работы.
Nicht dem Erfolg muss die Konzentration gelten,
sondern der Verwirklichung konkreter Aufgaben.
Концентрация должна быть не на факте успеха,
а на выполнении конкретных задач.
Подводя итог, следует признать, что Вальтер Бёкманн - единственный из четырех основателей направления логотерапии в Германии испытал на себе воздействие Второй мировой войны гораздо сильнее, чем другие. Тот факт, что он все же вышел из ужаса «целым», является чудом. И с первой встречи с Виктором Франклем в 1969 году и до самой смерти он часто делился опытом, в долгих беседах они оба расширили свое понимание пережитого опыта. Последний раз они встретились в июле 1997 года за шесть недель до смерти Виктора Франкля.
В начале 1990-х годов Бёкманн закрыл свой институт в Билефельде и ушел на пенсию. В последующей литературной работе Вальтер Бёкманн занимался темами эволюции психологии и немецкой ранней мифологии, выпустив вплоть до 2010 года несколько книг в этих областях.
В личной жизни Вальтер Бёкманн был счастливо женат и имел четырех детей. Умер в кругу семьи в возрасте 91 года в городе Бремене (Германия).
© Prof. Dr. Ekaterina Resch, 2024