Логотерапия - это психотерапия в духовных терминах, ориентированная на смысл (от греч. Логос - смысл, слово). Терапия рассматривает человека с точки зрения димензиональной антропологии, что подразумевает наличие в человеке трех составляющих - не только психологической и физической, но и духовной (ноэтической) личности.
Логотерапия - одна из самых мощнейших теорий мотивации современности. Она учит обходится человеку с происходящим с точки зрения использования внутренних ресурсов, позволяя обрести личностную основу, тем самым ощущая себя наполненным существом. Это позволяет реализовывать свое предназначение вне зависимости от тех внешних обстоятельств, психических или физических ограничений
Термин «Логотерапия» был впервые употреблён Виктором Франклом (1905 - 1997) в докладе на 3 международном конгрессе индивидуальной психологии в Дюссельдорфе в 1926 году. Франклу было в ту пору 21 год. Он был студентом медицины в Вене, членом кружка Альфреда Адлера (1870 - 1937) по индивидуальной психологии. С этого момента прошло уже почти 90 лет. Такие понятия как Логотерапия и Экзистенциальный анализ стали профессиональными терминами, а учение, обозначаемое ими, прочно вошло в мир психологии как «Третья венская школа психотерапии». Это обозначение ввёл Вольфганг Соучек (WolfgangSoucek) в 1948 году, в статье о Викторе Франкле. В 1926 году сам Виктор Франкл и не подразумевал, что основал новое направление в психотерапии. После исключения его из Общества индивидуальной психологии Альфреда Адлера (1927), после 10 лет исканий, новой ориентации, кризиса и поиска смысла, ему, уже активно работающему неврологу и психиатору, удалось в период с 1937 по 1939 годы заложить фундамент логотерапии в научных публикациях и представить их общественности. Вторая Мировая Война прервала научные исследования в этой области. Виктор Франкл и его семья были узниками концентрационных лагерей. Франкль выжил. После освобождения, пережив тяжёлый кризис, едва не приведший его к самоубийству, Франкль продолжил работу над своей основной работой «Врачебное душепопечительство» („Ärztliche Seelsorge“), которую он начал ещё до войны.
В период с 1946 по 1952 год доктор медицины и доктор философии Виктор Франкл опубликовал десять книг, в которых изложил основы логотерапии и экзистенциального анализа, основываясь не только на теоретических рассуждениях, но и на богатейшем материале из практики. В 1959 году он опубликовал первое систематическое изложение этой теории в работе под названием «Очерк экзистенциального анализа и логотерапии». В настоящее время Логотерапия стала широко признанным направлением в психотерапии и лечение у логотерапевта оплачивается в Германии больничной кассой.
Логотерапия – это психотерапевтический метод, при котором терапевт помогает пациенту принять себя не только как психофизическое существо, но и как духовную личность. И именно с этой позиции духовной личности увидеть осознать свою жизнь, свою экзистенцию.
Три основные тезиса логотерапии гласят:1. Каждый человек, по крайней мере потенциально, обладает свободной волей. Обратной стороной этой духовно обоснованной свободы является ответственность по отношению к смыслу, который каждый человек должен искать и реализовывать. Именно этот тезис является основополагающим в логотерапии.
2. Логотерапия исходит из того, что каждый человек обладает исконно врождённой волей к смыслу, которая является причиной его внутреннего душевного томления и стремления к смыслу. И ощутить счастье человек может лишь в том случае, если он осуществляет лишь ему доступный и лично для него предназначенный смысл.
3. Как жизненная философия логотерапия исходит из того, что жизнь имеет безусловный смысл, «который не теряется ни при каких обстоятельствах. Однако этот смысл может ускользнуть от человеческого понимания. И поэтому он является всеохватывающей надчеловеческой величиной, которая каждый раз заново должна ощутиться, прочувствоваться и прожиться» (Е. Лукас).
Человек, как совокупность трёх размерностей – физиологической, психологической и духовной – нацелен на смысл. Однако следует различать понятия «смысл» и «цель». Цель можно измерить, оценить, понять. Смысл же можно лишь ощутить, воспринять и пережить. В течении своей жизни человек проживает различные ситуации, реализуя смысл каждой из них. Прожитая ситуация имеет смысл, если проживая её человек реализует некую ценность.
Ценности являются универсалиями на пути реализации смысла. Они не идентичны с самим смыслом. При этом речь идёт не о локальных, культурно- и социальнозависимых ценностях, а о т.н. ценностных категориях – «творческих ценностях, ценностях восприятия и ценностях установки». Именно реализация этих ценностей создаёт истинную мотивацию человека, независимую от ситуации, времени и места.
Именно эти ценности ложатся в основу работы врачей с пациентами, педагогов с учащимися, социальных работников с людьми, подверженными алкогольной или наркотической зависимости, работников хосписов, провожающих в последний путь своих подопечных...
Именно эти ценности, независимые от успеха и признания, лежат в основе профилактики такого распространённого недуга в современном деловом мире как BurnOut – профессионального выгорания менеджеров. Поэтому логотерапия – это не только работа с психическими нарушениями. Специалисты по бизнесу и менеджменту всё чаще пользуются методами третьей венской школы психотерапии для решения проблем привития основ лояльности и стрессоустойчивости сотрудников банков, продажи – всех, занимающихся клиентоориентированной профессиональной деятельностью. Методы логотерапии успешно применяются для поддержания специалистов, работающих в кризисных для жизни и здоровья ситуациях. Особое значение в настоящее время имеет проблема аккультурации человека в иммиграционной среде, когда переоценка ценностей может привести к серьёзным психическим и физиологическим заболеваниям. И в этой области логотерапия зарекомендовала себя как эффективный и надёжный инструмент стабилизации человека.
НЕМЕЦКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ЛОГОТЕРАПИИ И ЭКЗАНАЛИЗА VIKTOR FRANKL И АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА PERSONAL EXISTENZANALYSE (ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) ALFRIED LÄNGLE. В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ ЭТИХ НАУЧНЫХ ШКОЛ?Существуют принципиальные вопросы в представляемом нами на русском языке учения Виктора Франкла, ответы на которые требуют тщательного исследования и подробного объяснения. К ним, несомненно, относится вопрос: почему, странным образом, эти две различные школы в некоторых источниках имеют одиноковое название?
"У Франкла логотерапия - это психотерапия, а экзистенциальный анализ - это дополняющее ее исследовательское направление. Это анализ не экзистенции, а направленный на экзистенцию. А согласно Лэнгле, экзистенциальный анализ - это психотерапия. А логотерапия - это просто консультирование, ориентированное на смысл." В своих исследованиях мы опирались на переводы трудов, книг и воспоминаний самого Виктора Франкла, подтвержденные его семьей, Элизабет Лукас, Гаральда Мори, ассистента Виктора Франкла, и, конечно, Альфреда Лэнгле.
Подробнее >