Существуют принципиальные вопросы в представляемом нами на русском языке учения Виктора Франкла, ответы на которые требуют тщательного исследования и подробного объяснения. К ним, несомненно, относится вопрос: почему, странным образом, эти две различные школы в некоторых источниках имеют одиноковое название?
"У Франкла логотерапия - это психотерапия, а экзистенциальный анализ - это дополняющее ее исследовательское направление. Это анализ не экзистенции, А НАПРАВЛЕННЫЙ НА ЭКЗИСТЕНЦИЮ. А согласно Лэнгле, экзистенциальный анализ - это психотерапия. А логотерапия - это просто консультирование, ориентированное на смысл [1]."
В своих исследованиях мы опирались на переводы трудов, книг и воспоминаний самого Виктора Франкла, подтвержденные его семьей, Элизабет Лукас, Гаральда Мори, ассистента Виктора Франкла, и, конечно, Альфреда Лэнгле.
Мы воссоздадим историю Логотерапии, а также остановимся на ключевых отличиях этих двух школПервый институт Логотерапии и экзистенционального анализа в Европе был основан в
Гамбурге в 1982 году, Dr. Uwe Böschemeyer, учеником Виктора Франкла.
Годом позже, на 3-м Мировом конгрессе в городе Регенсбург (Бавария), доктор Лэнгле объявил о своем намерении основать институт Логотерапии в Вене (Австрия). Элизабет Лукас, ученица Виктора Франкла, находясь по семейным обстоятельствам с 1972 года в Мюнхене (Бавария), была обрадована такому намерению. Но, на удивление, когда в 1986 году она собралась вернуться в Вену, ее родной город, то услышала по телефону от Лэнгле буквально следующее: "Оставайтесь в Германии, здесь ваше присутствие нежелательно".
Далее она пишет: "Я стала persona non grata, а моя мечта вернуться домой лопнула... Франкл старел и, вероятно, все больше переживал за свое "духовное дитя". Однажды я встретилась с ним в Мюнхене и представила ему свои идеи "семейной терапии, ориентированной на смысл". Вдруг у Франкла будто пелена с глаз спала: вот это оригинальная логотерапия в ее адаптированном применении! Я представила ему также свой концепт логотерапевтического самопознания, и он чуть не растрогался до слез: это изумительно, и это совершенно не похоже на практику Лэнгле!
???? Я должен отказаться от звания почетного президента в Обществе Лэнгле (GLE). Я больше не могу это выносить.
Я уверила его в том, что ни в коем случае его к этому не побуждаю. Франкл сам расставил все на свои места и больше ничего не менял.
Поскольку на любой жизненный вопрос есть ответ, мой муж и я основали в 1986 году наш
Южногерманский институт логотерапии в Фюрстенбельдбрюке (пригород Мюнхена), и с тех пор между мной и Лэнглэ царит молчание." [1].
После того памятного разговора в Мюнхене, Виктор Франкл действительно на практике осуществил свое намерение. В своих "Воспоминаниях" [2] сам доктор Лэнгле в подтверждение пишет: "После выхода Франкла из Венского общества логотерапии и экзистенцинциального анализа (GLE), в последние шесть лет его жизни, мы с ним практически не общались. Хотя до этого, с 1982 по 1991 года, активно сотрудничали и крепко дружили... С 1991 года он прекратил наше сотрудничество, потому что не был согласен с направлением, которое мы развивали. Франкл оставил пост почетного председателя общества, чтобы новое направление не связали с его именем".
Позднее Виктор Франкл отправил в своего внука, Alex Vesely, учиться в Фюрстенфельдбрюк, со словами: именно здесь находится самый чистый источник Логотерапии из известных мне.
???? Так говорит история логотерапии со слов очевидцев. Но факты истории, к сожалению, часто искажены обидами и недомолвками, исходящими из восприятия и интерпритации событий каждым конкретным человеком.
Поэтому мы продолжили наше исследование и серьезно углубились именно в научное объяснение разницы между "логотерапией и экзистенцинальным анализом" Виктора Франкла и "экзистенциальным анализом и логотерапией" Альфреда Лэнглэ.
Ибо наша цель - сохранение учения Виктора Франкла. Которое он защитил
и сберег для всех нас, пронеся через четыре концлагеря.
И мы искренне верим в то,
что его классическое наследие не погибнет и не будет искажено. И будет
передано последующим поколениям логотерапевтов
???? Впервые я встретила Франкла в 1968 году. Прошло уже более 50 лет, как я занимаюсь его учением. За это время случались разочарования и неудачи. Но хотя бы один человек поднимал "развивающийся флаг" и заражал умы и сердца своей страстью и вдохновением от этих идей. Всегда были отдельные люди, которые подбирали великое наследие Франкла и аккуратно приспосабливали его к требованиям современности (Элизабет Лукас, 2020, [1]).
Рассмотрим подробно вопросы: разница в понятиях смысла, духовной личности и свободы волиВ отличие от логотерапии Франкла, экзистенциальный смысл и онтологический
смысл у Лэнгле диаметрально противоположны друг другу. Лэнглэ даже жестко критиковал Франкла за нивелирование значение эмоций. "На примере вопроса о смысле страдания Лэнгле хочет уличить Франкла в точке зрения, которую тот никогда не высказывал: что вера в объективный (онтологический) смысл означает автоматически, что, в конечном итоге, всякое событие имеет "какой-то" смысл. Другими словами, исходя из всеоблемлющего понятия смысла, нужно исходить из того, что те вещи и события (обычно это страдания), которые человек больше не воспринимает как имеющие смысл, а воспринимает как угнетающие, все-таки каким-то образом смысл имеют." [1]. То есть в логотерапии не принимается во внимание, по словам Лэнгле, субъективные ощущения страдающего человека, что делают такой подход "холодным и рационалистическим".
В Логотерапии четко отличаются страдание, которое можно отвратить, от того, которое отвратить нельзя. Это совершенно два разных понятия и к каждому из них нужен свой подход.
- Отвратимое страдание нужно смягчить и устранить его так и настолько, настолько это возможно. Именно в этом стоит задача логотерапевта. Именно тогда, убрав эмоции, из фазы страдания человек переходит в фазу практического действия. Что является ценным.
- возможностях существования смысла в этих ситуациях, который можно реализовать не только находясь в страдании, но и вопреки ему. То есть, реализовать установку принятия позиции к страданию.
А не приводить, согласно Лэнгле, в качестве аргумента существование некоего абстрактного смысла любого переживаемого страдания человека. Тем самым усугубляя самокопание и зацикленность на собственном чувственном состоянии, чему так противился Франкл.
Страдание человека - это не далекая от чувств концепция, писал Франкл. А только индивидуальная встреча и личное формирование отношения к нему каждым. И это есть истинным выражением личности и ее позиции к испытываемому страданию.
Важное понятие скорби у Лэнгле идет не через самотрансценденцию и обращенность к объекту скорби. И, таким образом, запуска процесса выхода из оцепенения. Исследования [3] очень четко показали, что стимуляция сфокусированности на самом себе и субъективном переживании блокирует эмоциональный отклик и затрудняет преодоление процесса скорби.
Говоря о понятии Смысл, Лэнгле достаточно расплывчато утверждает, что его наличие базируется изначально на собственном опыте человека и его ощущениях. То есть смысл происходит из психофизического опыта человека. "Экзистенциальный поиск смысла может начинаться ТОЛЬКО с возникновением и допущением эмоции (A.Längle, 1998).
Классическая логотерапия утверждает, что для поиска смысла необходима максимальная свобода. В этом пути недопустимы наличия ограничений и инструкций. Смысл всегда находится вовне человека. Так как путь поиска смысла идет посредством Духовного бессознательного, где не действуют законы психофизики, а, в частности, эмоций. Именно поэтому нельзя когнитивно приписать смысл той или иной ситуации.
Останавливаясь на понятии Ценности, Лэнгле в 2003 году писал, что "это явление объектов и духовных явлений, которые затрагивают чувства людей и вызывают эмоции". То есть он отрицает их онтологическую самостоятельность. А придает им роль функции субъективного опыта переживания.
У Франкля смысл, то есть должное, идет впереди желаемого. И наделяет возможное сущностью и направлением...У Лэнгле, напротив, желаемое идет впереди должного [1]. Тем самым возвращаясь к классическому Психоанализу. То есть основы логотерапии претерпевают у Лэнгле изменения не только в вопросах смысла, но и в вопросе личности. Что исходит от отрицание им важности самотрансцендентности (направленность на нечто вне человека, на то, что имеет смысл и без присутствия или отсутствия ощущений).
И здесь мы приближаемся к самому главному несущему столбов и ключевой концепции логотерапии Виктора Франкла -
духовной личности. Лэнгле рассматривает ее модель как категорию, возникающую из психофизики, а не как самостоятельную сущность. То есть дух, в конечном счете, есть не что иное, как продукт материальных процессов.
- Психическое и духовное сравнимо с телесным, процессы протекают гомологичным образом, так как они все являются видами проявления такого единства, как человек. Это значит, что, например, сбор информации или психическая переработка конфликтов проходит гомологично телесному процессу принятия пищи и поэтому их можно сравнить (прием осуществляется "маленькими порциями" или конфликты "перевариваются". Человеческие переживания также гомологичны (А.Лэнгле, 2009).
Это высказывание является абсолютной противоположностью "психотерапевтического кредо" логотерапии, которое подразумевает, как писал сам Виктор Франкл в 1950 году "способность духовного в человеке при любых обстоятельствах и условиях неким образом отступать оо своей психофизики и отходить от нее на продуктивное расстояние".
Таким образом, логически можно объяснить позицию Лэнглэ по отношению к такому психическому феномену как эмоциональное чутье. В логотерапии его роль играет совесть как орган улавливания смысла и "компаса" по пути его нахождения, которая соотносится с
интуитивной совестью (Ur-Gewissen) духовного бессознательного. Утверждая противоположное, Лэнгле логично придает эмоциям слишком большое значение.
Таким образом, проведя исследование, мы задаемся себя логическим вопросом: что остается в учении Längle от классической логотерапии и экзистенциального анализа? Ведь по доказанным фактам ключевые парадигмы учения противоположны учению Франкла.И правы ли источники и даже научная школа Personal Existenzanalyse (персональный экзистенциальный анализ) Alfried Längle писать иногда в своем название слово "логотерапия". Тем самым оказывая неуважение не только к логотерапии Виктора Франкла, но и к учению самого Альфреда Лэнгле, которое по утверждению (2020) Гаральда Мори, ассистента Виктора Франкла, "придал экзистенциальному анализу современный стиль по требованию науки". Что вполне достойно называться собственным направлением, отличным от логотерапии.
В Европейских Ассоциациях Логотерапии рассматриваемый мною вопрос давно прозрачен и официально решение принято.
Осталось слово за нашим русскоязычным пространством!
© Prof. Dr. Ekaterina Resch
Список использованной литературы:1. Batthyány Alexander; Lukas Elisabeth. Logotherapie und Existenzanalyse heute: Eine Standortbestimmung. Mit einem Geleitwort von Eleonore Frankl und einem Vorwort von Franz Vesely. Tyrolia Gesellschaft m. b. H., 2020
2. Alfried Längle. Viktor Frankl. Ein Porträt. Piper Verlag GmbH, München, 1998
3. Joffrion, Douglas, 1994; Pfost, Stevens, Wessels, 1989; Lang et al., 2001