DEUTSCH-RUSSISCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (FIL)

Учебный план Полного курса

Поскольку обращаясь к истории развития европейской научной школы Виктора Франкла и его прямых учеников, мы видим, что она неразрывно связана с Германией, структуру курса составляют материалы трудов немецких логотерапевтов, учеников Виктора Франкла: Theodor Rütter, Uwe Böschemeyer, Karlheinz Biller, Otto Zsok, Wolfram Kurz, Paul Bresser, Walter Böckmann, Karl-Dieter Heines и многие другие. Также важной составляющей являются переводы и трактовка полного словаря Логотерапии и ЭкзАнализа, содержащего более одной тысячи страниц, и являющегося руководством по изучению L-EA: Karlheinz Biller und Maria de Lourdes Stiegeler. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse von Viktor E. Frankl, 2020, ISBN/EAN: 9783205777557. А также материалы издаваемого с 1986 года DGLE журнала "Existenz und Logos".

Основа курса также полностью дополнена материалом, соответствующие учебным планам, рассчитанными на 5 семестров обучения, выпущенные Elisabet Lukas Archive: Elisabeth Lukas. Ausbildung in der originären Logotherapie nach Viktor E.Frankl.


Только благодаря использованию нами собственной оригинальной педагогической бленд (дистанционной) технологии обучения, мы смогли, не сокращая даваемый студентам учебный контент (материал) и не выходя за рамки требуемых в EU учебных часов (не более 510 часов курса Logotherapie I и 320 часов Logotherapie II), полноценно давать на русском языке:

- Полный курс Логотерапия I в четырех семестрах обучения,

- Дополнительный семестр обучения Логотерапия II.


Основная программа (Logotherapie I), 510 часов


Cостоит из 4 семестров обучения, направленных на формирование различных профессиональных компетенций. Прохождение программы дает государственный российский диплом о переподготовке с правом на работу в Российской Федерации, немецкий диплом с правом работы в Евросоюзе, европейскую лицензию Логотерапевта-R (RALE).


Первый семестр обучения. О сущности человека.

Логотерапия как теория личности (логотерапевтическая антропология). Основы неклинической психотерапии.

Ключевые темы и рассматриваемые понятия: свобода, ответственность человека, экзистенция как духовное бытие, десять тезисов о духовной личности, самодистанцирование и самотрансценденция, три измерения бытия человека, трансценденция совести,  свобода и ответственность, концепт воли к смыслу, понятие смысла в логотерапии, смысл и ценности человека, лого-тест Э. Лукас, самопознание и обхождение с самим собой, В.Франкль о характере. Системная эннеаграмма как типология личности - практический семинар.


Второй семестр обучения. Предотвращение кризисов.

Логотерапевтические принципы психогигиены. Логотерапия в профилактике кризисных состояний. Личностные кризисы. Логотерапия в контексте кризисных ситуаций. Основы индивидуального консультрования.

Ключевые темы и рассматриваемые понятия: логотерапевтические принципы психогигиены, критические замечания о психосоматике (по В.Франклу), способность принимать решения и сила воли. Тренинг по восприятию смысла (по Э. Лукас). Настроенность на смысловую тематику (по Йозефу Фабри).  Экзистенциально-аналитический разговор (по У. Бешемайеру). Метод дерефлексии. Логотерапевтическая медитация (по Э. Лукас). Нарративная логотерапия (по В. Курцу). Логотерапия и музыкальная медитация (по О. Цоку). Смысл (и духовность) рабочей деятельности человека и творческая составляющая по В.Франклу. Невроз боязни безработицы, burnout (выгорание) менеджеров, предотвращение стресса. Коллективные неврозы. Пирамидальная и параллельная ценностная ориентация. Библиографические принципы (по В.Франклу и Э.Лукас). Практический семинар по методикам логотерапии. Логотерапевтическое письмо клиенту. Подробный анализ психологических и философских корней учения Виктора Франкла >>


Третий семестр обучения. Сопровождение в кризисных ситуациях.

Логотерапевтические принципы психогигиены. Логотерапия в кризисных ситуациях (учение о неврозах и психозах). Принципы, система, механизмы реализации немедицинского сопровождения.

Ключевые темы и рассматриваемые понятия: Логотерапевтический взгляд на: невротические нарушения и страх, неврозы (включая ноогенные) и психозы, реакции на сильный стресс, диссоциативные и соматоформные расстройства, психосоматика, пищевые нарушения и нарушение сна, зависимости (включая игроманию), расстройства личности. Практический семинар - Некогнетивные методы логотерапии (арт, музыкальная, театральная (маско) и рисовальные терапии, логотерапевтические карты трансформации смысла и принятия решения).


Четвертый семестр обучения. Логотерапия как врачебное душепопечительство.

Логотерапия в работе с экзистенциальными переживаниями. Логотерапия в контексте кризисных ситуаций (практический курс). Трагическая триада – страдание, вина, смерть.

Ключевые темы и рассматриваемые понятия: десять тезисов о духовной личности: основные идеи врачебного душепопечительства. План лечения по работе с пациентом с лицевой травмой (по Dr. Uwe Böschemeyer). Логотерапевтические принципы при сопровождении неизлечимых соматических заболеваний (по Dr. Elisabet Lukas). Логотерапия и экзистенциальный анализ при преодолении ударов судьбы. Концепция установочных ценностей и значение способности переживать страдание. Сократический диалог в логотерапии. Опыт познания смерти в собственной жизни. Логотерапевтическое сопровождение умирающих или сопровождение на пороге жизни и смерти. Помощь умирающим: импульсы логотерапии. Логотерапевтическая работа скорби. Логотерапия Виктора Франкла в современной профессиональной среде. Логотерапия и экзистенциальный анализ в геронтагогике. Концепция «сверхсмысла», «Бессознательный Бог» (Виктор Франкл).

Практический обучающий семинар по методикам логотерапии, кейсовая работа в группах на усвоение методик и техник. Логотерапия как искусство: тренинг создания собственной методологической концепции прикладной логотерапии. Студентам четвертого семестра обучения предоставляется полный доступ к любым материалам и книгам RALE.



Logotherapie II (по желанию или необходимости), 320 часов


Десять месяцев индивидуального обучения напрямую из Германии. Конкурсный отбор абитуриентов. Только после курса Logotherapie I.


- Супервизия (Supervision), Биографическая работа (Biographiearbeit) и Смыслоориентированное душепопечение (Sinnseelsorge).

- Wertorientierte Persönlichkeitsbildung - методы ценностноориентированной визуализации, практическая работа в области Духовного бессознательного. Значения логотерапевтических Sehnsucht и Traum (грёзы, иллюзии, воображения).

- Особенные темы дополнительных семинаров: необратимые потери судьбы, психосоматика в логотерапии, вопросы работы с суицидом, возрастные и семейные кризисы.



Таким образом, максимальное количество часов Полного расширенного курса обучения - 830 часов


По окончанию обучения каждый выпускник Полного курса Логотерапии и ЭкзАнализа получает доступ к единственному в русскоязычном пространстве Архиву РАЛЭ (RALE Archive). Который в виде электронной внутренней библиотеки на сертифицированном Server 4G содержит все существующие материалы по Логотерапии и ЭкзАнализу в текстовом, аудио и видео формате на русском языке. Все права защищены. Архив постоянно дополняется переводным контентом с немецкого и английского языков.
А возможность участия Логотерапевтов-R в групповых внутренних Супервизиях и Интервизиях немецко-русской научной школы, позволяет не только постоянно профессионально совершенствоваться, но и оставаться в поле логотерапевтической антропологии в среде единомышленников на протяжении всей жизни.



Добро пожаловать в ряды наших студентов!