DEUTSCH-RUSSISCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (FIL)

Учебный план Полного курса

Обращаясь к истории развития европейской научной школы Виктора Франкла и его прямых учеников, мы видим, что она неразрывно связана с Германией. Начиная с 1982 года здесь была организована сеть институтов Логотерапии и Экзистенциального анализа, объединённых обществом «Deutsche Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse e.V.» (DGLE):
1982. Dr. Uwe Böschemeyer. Гамбургский институт экзистенциального анализа, Hamburg
1983. Dr. Walter Böckmann. Институт логотерапии и психологии мира труда, Bielefeld
1985. Dr. Elisabeth Lukas. Южнонемецкий институт логотерапии, FFB bei Munchen 
1989. Dr. Wolfram Kurz. Институт логотерапии и анализа существования, Tübingen  


Основу Полного курса Логотерапии и ЭкзАнализа составляют учебные планы, рассчитанные на 5 семестров обучения, выпущенные Elisabet Lukas Archive: Elisabeth Lukas. Ausbildung in der originären Logotherapie nach Viktor E.Frankl.

Deutsche Gesellschaft für Logotherapie und Existenzanalyse e.V. (DGLE) изначально также дополнила учебный план разработками немецких научных школ других учеников Виктора Франкла, основу которых составляют разработки Dr. Uwe Böschemeyer и Dr. Wolfram Kurz.


Только благодаря использованию нами собственной оригинальной педагогической бленд (дистанционной) технологии обучения, мы смогли, не сокращая даваемый студентам учебный контент (материал) и не выходя за рамки требуемых в EU учебных часов (не более 510 часов курса Logotherapie I и 320 часов Logotherapie II), полноценно давать на русском языке:

- Полный курс Логотерапия 1 в четырех семестрах обучения,

- Дополнительный семестр обучения Логотерапия 2.



Основная программа (Logotherapie I), 510 часов


Cостоит из 4 семестров обучения, направленных на формирование различных профессиональных компетенций. Прохождение программы дает государственный российский диплом о переподготовке с правом на работу в Российской Федерации, немецкий диплом с правом работы в Евросоюзе, европейскую лицензию Логотерапевта-R (RALE).


Первый семестр обучения. О сущности человека.

Логотерапия как теория личности (логотерапевтическая антропология). Основы неклинической психотерапии.

Ключевые темы и рассматриваемые понятия: свобода, ответственность человека, экзистенция как духовное бытие, десять тезисов о духовной личности, самодистанцирование и самотрансценденция, три измерения бытия человека, трансценденция совести,  свобода и ответственность, концепт воли к смыслу, понятие смысла в логотерапии, смысл и ценности человека, лого-тест Э. Лукас, самопознание и обхождение с самим собой, В.Франкль о характере. Системная эннеаграмма как типология личности - практический семинар.


Второй семестр обучения. Предотвращение кризисов.

Логотерапевтические принципы психогигиены. Логотерапия в профилактике кризисных состояний. Личностные кризисы. Логотерапия в контексте кризисных ситуаций. Основы индивидуального консультрования.

Ключевые темы и рассматриваемые понятия: логотерапевтические принципы психогигиены, критические замечания о психосоматике (по В.Франклу), способность принимать решения и сила воли. Тренинг по восприятию смысла (по Э. Лукас). Настроенность на смысловую тематику (по Йозефу Фабри).  Экзистенциально-аналитический разговор (по У. Бешемайеру). Метод дерефлексии. Логотерапевтическая медитация (по Э. Лукас). Нарративная логотерапия (по В. Курцу). Логотерапия и музыкальная медитация (по О. Цоку). Смысл (и духовность) рабочей деятельности человека и творческая составляющая по В.Франклу. Невроз боязни безработицы, burnout (выгорание) менеджеров, предотвращение стресса. Коллективные неврозы. Пирамидальная и параллельная ценностная ориентация. Библиографические принципы (по В.Франклу и Э.Лукас). Практический семинар по методикам логотерапии. Логотерапевтическое письмо клиенту. Подробный анализ психологических и философских корней учения Виктора Франкла >>


Третий семестр обучения. Сопровождение в кризисных ситуациях.

Логотерапевтические принципы психогигиены. Логотерапия в кризисных ситуациях (учение о неврозах и психозах). Принципы, система, механизмы реализации немедицинского сопровождения.

Ключевые темы и рассматриваемые понятия: Логотерапевтический взгляд на: невротические нарушения и страх, неврозы (включая ноогенные) и психозы, реакции на сильный стресс, диссоциативные и соматоформные расстройства, психосоматика, пищевые нарушения и нарушение сна, зависимости (включая игроманию), расстройства личности. Практический семинар - Некогнетивные методы логотерапии (арт, музыкальная, театральная (маско) и рисовальные терапии, логотерапевтические карты трансформации смысла и принятия решения).


Четвертый семестр обучения. Логотерапия как врачебное душепопечительство.

Логотерапия в работе с экзистенциальными переживаниями. Логотерапия в контексте кризисных ситуаций (практический курс). Трагическая триада – страдание, вина, смерть.

Ключевые темы и рассматриваемые понятия: десять тезисов о духовной личности: основные идеи врачебного душепопечительства. План лечения по работе с пациентом с лицевой травмой (по Dr. Uwe Böschemeyer). Логотерапевтические принципы при сопровождении неизлечимых соматических заболеваний (по Dr. Elisabet Lukas). Логотерапия и экзистенциальный анализ при преодолении ударов судьбы. Концепция установочных ценностей и значение способности переживать страдание. Сократический диалог в логотерапии. Опыт познания смерти в собственной жизни. Логотерапевтическое сопровождение умирающих или сопровождение на пороге жизни и смерти. Помощь умирающим: импульсы логотерапии. Логотерапевтическая работа скорби. Логотерапия Виктора Франкла в современной профессиональной среде. Логотерапия и экзистенциальный анализ в геронтагогике. Концепция «сверхсмысла», «Бессознательный Бог» (Виктор Франкл).

Практический обучающий семинар по методикам логотерапии, кейсовая работа в группах на усвоение методик и техник. Логотерапия как искусство: тренинг создания собственной методологической концепции прикладной логотерапии. Студентам четвертого семестра обучения предоставляется полный доступ к любым материалам и книгам RALE.



Logotherapie II (по желанию), 320 часов


Десять месяцев индивидуального обучения напрямую из Германии. Конкурсный отбор абитуриентов. Только после курса Logotherapie I.


- Супервизия (Supervision), Биографическая работа (Biographiearbeit) и Смыслоориентированное душепопечение (Sinnseelsorge).

- Wertorientierte Persönlichkeitsbildung - методы ценностноориентированной визуализации, практическая работа в области Духовного бессознательного. Значения логотерапевтических Sehnsucht и Traum (грёзы, иллюзии, воображения).

- Особенные темы дополнительных семинаров: необратимые потери судьбы, психосоматика в логотерапии, вопросы работы с суицидом, возрастные и семейные кризисы.



Таким образом, максимальное количество часов Полного расширенного курса обучения - 830 часов


По окончанию обучения каждый выпускник Полного курса Логотерапии и ЭкзАнализа получает доступ к единственному в русскоязычном пространстве Архиву РАЛЭ (RALE Archive). Который в виде электронной внутренней библиотеки на сертифицированном Server 4G содержит все существующие материалы по Логотерапии и ЭкзАнализу в текстовом, аудио и видео формате на русском языке. Все права защищены. Архив постоянно дополняется переводным контентом с немецкого и английского языков.
А возможность участия Логотерапевтов-R в групповых внутренних Супервизиях и Интервизиях немецко-русской научной школы, позволяет не только постоянно профессионально совершенствоваться, но и оставаться в поле логотерапевтической антропологии в среде единомышленников на протяжении всей жизни.



Добро пожаловать в ряды наших студентов!