DEUTSCHES INSTITUT FÜR LOGOTHERAPIE UND EXISTENZANALYSE NACH VIKTOR FRANKL (DRL)

Dr. Uwe Böschemeyer. История учения Logotherapie nach V.E.Frankl

После Второй мировой войны прошло почти три десятилетия, прежде чем между Dr. Viktor E.Frankl (1905-1997) и четырьмя его учениками, Dr. Walter Böckmann, Dr. Uwe Böschemeyer, Dr. Elisabeth Lukas и Dr. Wolfram Kurz, произошли особенно глубокие встречи, которые привели к созданию первых четырех институтов логотерапии в Германии.


Dr. Uwe Böschemeyer, родился в Oranienburg (земля Бранденбург) в январе 1939 года. Немецкий логотерапевт и протестантский богослов. 1 апреля 1982 года основал первый институт логотерапии в мире Hamburger Institut für integrative Logotherapie, позднее переименованный в Гамбургский институт логотерапии и экзистенциального анализа.


В середине 1990-х годов Uwe Böschemeyer осознал преимущества перспективы учения эннеаграммы для логотерапии и экзистенциального анализа. Как первый тип (реформатор), как он себя называет, Dr. Böschemeyer обогатил смыслоцентрированную психотерапию Viktor E.Frankl: он создал новое направление развития личности, сосредоточенное вокруг ценностей.


Böschemeyer впервые лично встретился с Viktor E. Frankl 13 июня 1971 года в Вене. В то время он начал писать диссертацию о понятии смысла в теологии и хотел познакомиться с венским основателем логотерапии. Встреча с Frankl оказала решающее влияние на его жизнь. Хотя Dr. Böschemeyer с самого начала пошел своим путем, он сохранил связь с сущностью образа человека в трактовке концепции V.Frankl (человек в глубине души является духовной личностью и открыт трансцендентному).

Он искал более глубокую связь между познанием и эмоциями, которая, по его мнению, заслуживает большего внимания с точки зрения терапевтической значимости: быть человеком и становиться человеком, принимая во внимание эмоциональные силы (в широком смысле этого слова) и те ценности, в которых конкретно находится человек, в том числе с точки зрения его структуры характера.


Это послание глубоко прочувствованной любви, которая раскрывается как в космическом, так и в человеческом существе через улучшающие жизнь и созидательные дела, является центральным для U.Böschemeyer:


«Доверие к себе и доверие к жизни являются кардинальными предпосылками для величайшей вещи,

о которой говорят в ценностных представлениях: любви. Из всех путей жизни нет более прямого пути

к сердцу человечества, чем этот. Ничто так не освобождает, ничто так не наполняет, ничто не исцеляет сильнее,

чем она. Любовь устанавливает ощущение, что свет сильнее тьмы, что «природа мира», согласно всему

фоновому опыту, это доброжелательность, утверждение, принятие, смысл, а не неприятие, хаос,

отрицание, разрушение. Никто из тех, кто имел такие ценностно-образные переживания,

никогда не говорил, что эта любовь неземная, сказочная или бесплотная, потому что она

пронизывает не только душу и дух, но и все чувства.

Потому что создает основу для чувственного ДА жизни. Эта любовь безусловна, щедра, проста.

Поэтому крайне важно, размышляет ли человек об этой любви и живет ею, или же он ее отрицает.

В этом его величайшая опасность и величайшая возможность.

Если он не живет ею, он открывает шлюзы к страданию. Если он проживет ее, его жизнь засияет»


Lauri Pykäläinen (р. 1953) в рамках докторской диссертации, вышедшей в виде книги в Финляндии, исследовал различия между представлениями V.Frankl и U.Böschemeyer о человеке и ценностях. Их размышления содержат разные акценты, и никто не мог говорить о противоречиях.


Остановимся на его основных выводах:


- Мышление V.Frankl часто бывает императивным: «Вы должны…». Uwe Böschemeyer скорее подчеркивает, что вас принимают: «Вы приняты».

- Наиболее важными ценностями для V.Frankl являются ценности отношения, прежде всего отношение к неизбежному и неизменному страданию. В то время как для Böschemeyer любовь выступает как самая важная ценность.

- В изображении человека у Uwe Böschemeyer более дифференцированные аспекты, чем у V.Frankl, например роль тела и социальных факторов.

- Совесть является более важным фактором во взглядах V.Frankl на человека, чем во взглядах Uwe Böschemeyer.

- Франкловский образ человека интеллектуально-теоретический (более философский). У Uwe Böschemeyer преимущественно интуитивный и событийный, что дает больше места чувствам и жизненным потребностям человека.

- Эмоциональные силы и любовь имеют более существенное значение в образе человека у Böschemeyer, чем в образе человека у V.Frankl.

- Согласно Uwe Böschemeyer, человеку выгодно столкнуться с силами в «бессознательном духовном». По V.Frankl, «бессознательное духовное» нельзя ни наблюдать, ни исследовать.

- Viktor Frankl отвергает саморефлексию. Dr.Böschemeyer считает ее необходимой. Но каждый, кто знал Франкла, видел в нем человека, не воздерживающегося от саморефлексии. Что Viktor Frankl действительно отвергает, так это мнение, что истинную человечность можно найти только через саморефлексию, т. е. без самопревосхождения.

- V.Frankl делает упор на использование интеллектуального потенциала, U. Böschemeyer также ставит акцент на устранении «ментальных барьеров» (имеется в виду барьеров для поиска смысла, которые обычно можно найти в психике).

- V.Frankl считает веру в Бога личным делом, в то время как Böschemeyer сознательно намеревается быть религиозным в своей работе.

- Для Uwe Böschemeyer чувства, внутренние образы и внутренняя жизнь (души) важнее, чем для V.Frankl.

- Для Viktor Frankl прошлое это «амбар», в котором хранится урожай. По словам Dr.Böschemeyer, люди также должны обращаться к вещам из прошлого, с которыми они не имели достаточного отношения в то время.


Таковы наблюдения финского автора, которые, конечно, оставляют открытым вопрос о том, не могли ли упомянутые различия быть результатом соответствующих условий жизни Viktor Frankl и Uwe Böschemeyer. Подумайте, например, о наиболее важных понятиях ценности и cовести.


Дело жизни Dr. Uwe Böschemeyer, которое чувствуется в текстах, можно охарактеризовать

как чрезвычайно ценное и заслуживающее большого внимания. Те, кто читал его книги,

обнаружат и почувствуют за каждой строкой неуловимую, манящую, реформаторскую энергию,

которая стремится продвигать вещи в этом мире вперед


В 2007 году Dr. Uwe Böschemeyer перечислил несколько ситуаций, в которых он сам испытал глубокую радость в жизни:


💎 «Я испытал это, когда Франкл довольно строго осмотрел меня, а затем сказал своей жене: «Разве он не преуспел?» Я был очень счастлив и, наверное, горд своим выступлением. В какой-то момент я обнаружил, что в духовном бессознательном мы имеем дело с очень ясными путями, ведущими к ясным, светлым целям, это тоже было для меня большой радостью».


💎 Подтверждение, написанное самим Виктором Франклом 21 июня 1980 года для Böschemeyer, также было для него большим удовольствием. В нем говорится:

Hiermit bestätige ich gerne, dass der mir seit einer Reihe von Jahren nicht nur aus der Literatur, sondern auch persönlich bekannte Herr Dr. Uwe Böschemeyer meiner vollen Überzeugung nach auf das denkbar beste befähigt ist, die Logotherapie nicht nur zu praktizieren, sondern auch theoretisch in Wort und Schrift, also in seinen Publikationen und in akademischen Vortrags- und Vorlesungsveranstaltungen zu repräsentieren.

Я счастлив подтвердить, что полностью убежден, что Dr. Uwe Böschemeyer находится в наилучшем положении не только для того, чтобы практиковать логотерапию, но и для того, чтобы представлять ее теоретически, устно и письменно, то есть в своих публикациях, академических презентациях и лекциях.


💎 25 сентября 1986 года было еще одно подтверждение от профессора Франкла, которое принесло особую радость:

Hiermit bestätige ich, dass Herr Dr. Uwe Böschemeyer, der Leiter des Hamburger Instituts für Logotherapie, sowohl auf Grund seiner der genannten Psychotherapieform gewidmeten Dissertation - die von einem bedeutenden Fachverlag in Buchform herausgegeben wurde! - als auch im Hinblick auf seine wiederholten Studienaufenthalte hier in Wien in den Jahren 1971 bis 1975 (während der Zeit, da ich noch regelmäßig meine Vorlesungen über Logotherapie an der Medizinischen Fakultät der Wiener Universität hielt) auf dem Gebiete der Psychotherapie im allgemeinen und der Logotherapie im besonderen als vollgültig ausgebildet zu betrachten ist (Viktor E. Frankl).

Настоящим подтверждаю, что Herr Dr. Uwe Böschemeyer, глава Hamburger Instituts für Logotherapie, благодаря своей диссертации, посвященной вышеупомянутой форме психотерапии, которая была опубликована в виде книги крупным специализированным издательством! а также благодаря его неоднократным учебным визитам сюда, в Вену, в период с 1971 по 1975 год (в то время, когда я еще регулярно читал лекции по логотерапии на медицинском факультете Венского университета) полностью готов продолжать нести основы и развивать учение в области психотерапии в целом и логотерапии в частности (Виктор Э. Франкл).


Самое главное, что хочется отметить: с помощью концепции ценностного воображения, которую Dr. Uwe Böschemeyer

неоднократно совершенствовал на протяжении многих лет, ему удалось донести до сознания человека следующее:


Du bist gerufen zu bejahen, dass du vom Ewigen bejaht bist, und das kannst du in dir selbst entdecken,

erfühlen und erspüren durch eine kompetent geführte Wertimagination.

Вы призваны утверждать, что вы утверждены Вечным, и вы можете обнаружить,

почувствовать и ощутить это внутри себя посредством грамотно управляемого

ценностного воображения (Wertimagination).


Мы, как немецко-русская научная школа логотерапии, в свою очередь, счастливы, что можем далее полноценно нести учение выдающегося немецкого логотерапевта нашего времени в русскоязычное пространство. И, со своей стороны, желаем Dr.Uwe Böschemeyer, который отпраздновал 80-летний юбилей: Ad multos annos и пусть благословение небес сопровождает вас каждый день!


© Prof. Dr. Ekaterina Resch


Список использованной литературы:


[1]. Uwe Böschemeyer, Gottesleuchten. Kösel Verlag, 2007.

[2]. Dr. Otto Zsok. Ein logotherapeutisches Quartett. Viktor E. Frankl und vier seiner Schüler: Uwe Böschemeyer, Walter Böckmann, Elisabeth Lukas und Wolfram K. Kurz. Broschiert. Logos und Ethos, 2013.

[3]. Pater Christoph Kreitmeir. Prof. Dr. Ekaterina Resch. Полная онтология Логотерапии Виктора Франкля: учебное пособие, 2021. Отзыв на книгу на немецком языке дал сам Виктор Франкл в 1995 году.