eLeaning Блог

Биография Виктора Франкля

Однако находиться в этом сообществе тоже было очень непросто, и отношения с ним молодого Франкля приняли сложную и драматическую форму. Возникли расхождения между учителями Франкля Аллерсом и Шварцем с одной стороны, и Адлером — с другой, что привело в конечном счете к исключению в 1927 г. Аллерса и Шварца из Международного союза индивидуальной психологии. В этом союзе была жесткая иерархическая структура, и рядовые его члены, вроде молодого Франкля, согласно существовавшим правилам, не могли общаться с Адлером по научным вопросам лично, а только через своих учителей. Когда Аллерс и Шварц, введшие Франкля в адлеровское общество, были исключены из союза, Франкль оказался в полной изоляции, вскоре был исключен из всех форумов союза индивидуальной психологии и оказался за его пределами. Тогда же у него прервалось общение со своими учителями и в конце 1920-х гг. он остался фактически один.

Франкль никогда не считал себя учеником Адлера, говоря, что у того вообще отсутствовал орган восприятия философских проблем: Адлер с самого начала исходит из догмы, что жизнь имеет смысл, и что ошибочно специально задаваться этим вопросом. Адлер как личность производил на Франкля не очень сильное впечатление, хотя Франкль никогда прямо не оценивал Адлера с этой стороны. В научном же плане Франкль ценил Адлера очень высоко, видя в нем предтечу гуманистической психологии. В частности, Франкль охарактеризовал как коперниканский переворот впервые введенную в психологию Адле-ром идею целевой детерминации, ориентации на смысл в противоположность фрейдовскому причинному объяснению, исходящему из прошлого, каузальных причинно-следственных связей [7]. Адлер был действительно первым в психологии личности, кто на смену фрейдовскому вопросу "почему?" поставил вопрос "зачем?" . Франкль развивал именно эту линию, унаследовав у Адлера некоторые принципиальнейшие моменты своего подхода. Часто он цитировал Адлера, в частности ему очень нравилось высказывание: "неверно, что у человека есть опыт, опыт и есть человек".

В конце 1920-х гг. в жизни Франкля начался очень сложный затяжной период кризиса, поисков, потери ориентации и неопределенности. Он начал активно заниматься консультированием молодежи по психологическим проблемам, издавал какое-то время журнал "Человек в повседневной жизни" индивидуально-психологической теоретической направленности. Тогда у него, кроме неудовлетворенности имевшимися подходами, не было своих оригинальных взглядов, тем более намерения основать свою школу. В 1928 г. он организовал бесплатные консультации, куда могли обратиться молодые люди с духовными и душевными проблемами. Франкль пытался развивать и специальные формы помощи молодым безработным, во многом в духе той практики, которой занимался Адлер. Одно из его достижений, которое он констатировал, во многом связано с работой молодежных консультаций: в 1931 г. впервые за многие годы период окончания школы не был отмечен в Вене ни одной попыткой самоубийства выпускников.

Франкль много выступал в непрофессиональных аудиториях, говорил с молодежью о смысле жизни, читал в открытой публичной «народной школе» лекции, в которых раскрылся его ораторский дар. В материальном отношении его жизнь тогда не была безоб-лачной, но упорным трудом он поддерживал ее приемлемый уровень.

В 1930 г. Франкль завершил медицинское образование, с 1930 по 1936 год получил подготовку как специалист по неврологии и психиатрии, и с 1933 по 1937 работал в психиатрической больнице, в кризисном стационаре. За четыре года он принял около трех тысяч неудачливых суицидентов. У него не было времени для подробных бесед, и он стремился разработать оперативные процедуры кратковременного вмешательства и быстрой диагностики. Перед Франклем стояла тяжелая задача дифференциальной диагностики — определить, пора ли выписывать суицидентов из стационара, или еще подержать их: на карте стояла жизнь людей. Он спрашивал своих пациентов: «Как Вы, пора ли Вас уже выписывать?» — Абсолютно все отвечали: «Конечно, я уже пришел в себя, понимаю, что был неправ, и меня можно уже выписывать. Я не буду больше пытаться лишить себя жизни». Одни говорили правду, другие хотели кратчайшим путем вернуться в условия, в которых будет возможна реализация их намерения. Тогда Франкль задавал всем второй вопрос: «А почему же нет?» Этот вопрос разделял пациентов на две группы: одни говорили "нет, доктор, я правда больше не буду, можете меня выписывать, я уже передумал", не давая конкретного ответа на второй вопрос, а другие отвечали: "я как-то не подумал, я вот сейчас вижу, мои близкие ко мне приходят, им не все равно, им тяжело" или "у меня разваливаются дела, я не могу подводить моих коллег", т.е. формулировали какой-то конкретный смысл оставаться в живых. Те, кто не расстался с мыслью покончить с собой, не могли сформулировать ту причину, по которой они решили все-таки остаться в живых. Так Франкль находил решение задачи.

 

 

 
X

Страница предназначена только для студентов SIL.

Пожалуйста, уточните пароль в деканате, и введите его в данное окно

Wrong password.