Логотерапия и Религия. Основные отличия

ШТУТГАРТСКОЕ «ОБЩЕСТВО ВРАЧЕЙ И ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЕЙ»

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА ВИКТОРА ФРАНКЛЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ (ГОРОД ЭЛЬМАУ, 1964).

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ: СТРАДАНИЯ ОТ БЕССМЫСЛЕННОСТИ (БЕССМЫСЛЕННОЙ) ЖИЗНИ

 

 

Религия для логотерапевта - предмет изучения, одна из многих реалий человеческой жизни, которые попадают в поле его профессионального зрения. И в рамках логотерапевтической сессии, вера человека, как и неверия, к удивлению, не считаются взаимоисключающими явлениями.

 

По этическому кодексу, логотерапевт должен относиться непредвзято ко всем своим пациентам - и к верующим, и к неверующим. Поэтому он обязан позаботиться о том, чтобы методика логотерапии подходила для лечения любого пациента, будь то верующий или атеист, и могла войти в арсенал каждого врача, вне зависимости от его личных убеждений.

Коль скоро логотерапия относится к области медицины в области психотерапии, необходимо провести чёткую границу между психотерапией и теологией (богостловием).

 

Цель логотерапии - исцеление души

Цель религии - спасение души

 

И хотя в обоих случаях речь идёт о душе, логотерапию и религию никак нельзя назвать явлениями одного порядка.

Религия пробуждает в душе человека более возвышенные устремления, открывает перед ним, так сказать, более широкие перспективы, чем логотерапия, причём верующего возвышает не познание, а вера.

 

Чтобы понять, как соотносится мирское, человеческое с   божественным, надмирным, нужно вспомнить принцип золотого сечения, в соответствии с которым размер меньшей части соотносится с размером большей так же, как размер большей с размером целого. Как известно, у животного есть среда обитания, а у человека, по словам Макса Шелера, «есть целый мир». Так вот, человеческий мир соотносится с миром трансцендентным точно так же, как среда обитания животных - с нашим миром. И как животное не способно понять человека и осмыслить его мир, так и человек не способен постичь трансцендентный мир.

Когда обезьяне делают болезненные инъекции для получения иммунной сыворотки, разве она понимает, почему ей причиняют боль? Она живёт в   своём мире и   не может уразуметь, зачем люди ставят на ней опыты, ведь человеческий мир для неё - недосягаемая, недостижимая высота. Может быть, и над нашим миром существует другой непостижимый мир, некое средоточие высшего смысла, благодаря которому приобретают смысл и человеческие страдания?

 

Вера, открывающая путь в этот высший мир, заждется на любви. Это прописная истина. А вот другой факт известен, пожалуй, не так широко. Дело в том, что задатки веры есть и у животных. Наверное, каждому из нас доводилось видеть, с каким доверием смотрит в глаза своему хозяину собака, когда ей в силу необходимости, ради её же блага, скажем, на приёме у ветеринара причиняют боль. Она «не ведает», зачем ей причиняют боль, но «верит», что в этом есть смысл, поскольку доверяет своему хозяину, а доверяет она ему потому, что любит его - sit venia anthropomorphismo.

 

Человека нельзя толкнуть на духовный путь, тем более с   помощью психотерапии. Психотерапевт просто не должен ставить на этом пути препоны в   виде редукционистских предубеждений, которые внушают своим пациентам иные аналитики, поверхностно и превратно толкующие психоанализ. Хороший психотерапевт не станет умалять значение религиозных переживаний в глазах пациента, не станет убеждать его в том, что Бог просто-напросто олицетворяет собой отца, а религия - это всего лишь коллективный невроз.

 

С точки зрения логотерапии, религия представляется лишь предметом исследования, но предметом очень важным, и вот по какой причине: в рамках логотерапии придаётся большое значение понятию «логос», которое трактуется как «дух» и «смысл». Понятие «дух» вбирает в себя целый ряд сугубо человеческих свойств, которые логотерапевт, в отличие от сторонников редукционистских теорий, не считает порождением животного начала.

Одним из таких сугубо человеческих свойств является самотрансцендентность, устремлённость к   высшему смыслу. Дело в том, что человек по сути своей всегда тяготеет к   чему-то запредельному, всегда устремлён к   какому-то смыслу. В жизни человеком движет не жажда удовольствия, не воля к власти и даже не потребность в самореализации, а стремление найти и выполнить своё предназначение. В рамках логотерапии - это тяготение именуется стремлением к смыслу.

 
X

Страница предназначена только для студентов SIL.

Пожалуйста, уточните пароль в деканате, и введите его в данное окно

Wrong password.