eLeaning Блог

Ценностноориентированная мотивация менеджеров предприятий

с применением методов Логотерапии Виктора Франкля

Когда возникает потребность в мотивации, то первой реакцией всегда является встречный вопрос – «Ради чего?». Во имя чего фирма или человек хочет мотивировать себя или других? Давайте разберёмся.

 

Вот одно из многочисленных определений мотивации:

«Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне».

 

Таким образом, у нас имеются: человек, цель и процесс достижения цели

 

И если цель можно дефинировать по разработанным критериям (например, количество заключённых контрактов, количество новых клиентов, определённые процентуальные показатели...), то т.н. «объект воздействия» - человек – очень трудно однозначно описать на основе критериев и параметров. А именно от «модели человека» зависит «процесс достижения цели». «Модель человека», представление о человеке видоизменяется постоянно, начиная с древности и – я думаю – пока существует человечество. Надпись в Дельфи «Познай самого себя» - говорит о необходимости представления о самом себе как краеугольном камне бытия человека. И в основе любой теории мотивации лежит именно представление о человеке, представление о мире, в котором человек действует, представление человека о самом себе в этом мире.

В зависимости от этого и различаются различные теории мотивации. Некоторые теории достаточно простые – например, теория «кнута и пряника», «наказания и поощрения». Достаточно распространённая до сих пор модель. Человек, подвергающийся такой мотивации, представляется неким высокоорганизованным животным, которого можно успешно дрессировать.

 

Нельзя конечно нивилировать все теории, сводя их лишь к таким примитивным способам мотивации. Но такие теории основаны на одной из основных физиологических и психологических потребностей человека – избежать неприятные ощущения и стремиться к приятным. Если это так, то теории верны. Человек – не что иное, чем высокоорганизованное животное.

Прислушайтесь к себе. Что вызывает в вас это утверждение?Мы уверены, что нечто внутри Вас сейчас возмущается от негодования.

 

И правильно! Потому что в каждом человеке есть Нечто – вернее Некто! – кто больше психофизического животного! Мы просто примем как факт, что в человеке есть составляющая, назовём её Духовная личность, которая и формирует человека как такового. Существует ли серьёзная научно-обоснованная теория мотивации, которая учитывает именно такую трёхразмерность человека? К счастью, да. Это представление о человеке Виктора Франкля, основоположника третьей научной венской школы психотерапии. По представлению Франкля и его последователей человек – троичен. Человек – это единство трёх неслияемых, но взаимовлияющих компонент – тела, психики и духовной личности. Поэтому человек способен ощутить, воспринять и пережить смысл своей жизни, он обладает волей к смыслу и, как духовная личность, обладает свободой воли.

 
X

Страница предназначена только для студентов SIL.

Пожалуйста, уточните пароль в деканате, и введите его в данное окно

Wrong password.